Согласно Корану: "Всё гибнет, кроме Его лика". И понимать это следует так, что в сфере существования нет ничего, кроме Него.
Суфии не отделяют подлинную реальность существования от существования Бога. Стих из Корана "Бог есть Свет небес и земли" традиционное исламское духовенство истолковало так, что Бог - это источник всего света, который льётся на небеса и землю. Суфии дают иную трактовку этого стиха. Смысл его они видят в том, что Бог - это истинное бытие, реальность небес и земли.
Прозрение, что существует только одно Абсолютное Бытие во всей вселенной и что всё существующее своим бытием обязано Его существованию, названо философией Единства Бытия (вахдато'л-воджуд).
Мы, однако, не считаем это философией. Философия - это нечто, сотворённое умом и потому подверженное переменам. В отличие от неё познание Единства Бытия - это восприятие сердца и, следовательно, вечно и неизменно. Философия относится к сфере ума и рассудка, тогда как восприятие Единства Бытия происходит в любви, откровении и духовном видении. Поэтому, с нашей точки зрения, правильнее говорить о принципе, нежели о философии Единства Бытия.
Аналогия, иллюстрирующая, что подразумевается под "Единством Бытия"
Если мы уподобим Абсолютное Бытие океану, тогда волны этого океана можно ассоциировать с бытием индивидуумов, чья подлинная реальность - вода. Преходящая форма каждого индивидуального бытия - это отдельная волна, которая сохраняет очертания не более чем на мгновение, а потом их утрачивает, тогда как реальность волны, то есть вода, вечна. Пока индивидуум осознаёт себя как волну определённой формы, он ничего не сможет узнать о воде. Когда исчезнет представление об океане как о зыбком мире волн изменчивой формы, тогда только и откроется, что на самом деле нет ничего, кроме воды. Поэтому великие суфии отрешились от своих волн-самостей в воде Абсолютного Бытия, где из глубин души у них вырывались возгласы: "Истина - это я! Слава высокой ступени, которой я достиг!" и "Под этим покровом нет ничего, кроме Бога!" Эти восклицания изумляли и ошеломляли непосвящённых. Шах Ниматулла говорит об этом так:
Суфии не отделяют подлинную реальность существования от существования Бога. Стих из Корана "Бог есть Свет небес и земли" традиционное исламское духовенство истолковало так, что Бог - это источник всего света, который льётся на небеса и землю. Суфии дают иную трактовку этого стиха. Смысл его они видят в том, что Бог - это истинное бытие, реальность небес и земли.
Прозрение, что существует только одно Абсолютное Бытие во всей вселенной и что всё существующее своим бытием обязано Его существованию, названо философией Единства Бытия (вахдато'л-воджуд).
Мы, однако, не считаем это философией. Философия - это нечто, сотворённое умом и потому подверженное переменам. В отличие от неё познание Единства Бытия - это восприятие сердца и, следовательно, вечно и неизменно. Философия относится к сфере ума и рассудка, тогда как восприятие Единства Бытия происходит в любви, откровении и духовном видении. Поэтому, с нашей точки зрения, правильнее говорить о принципе, нежели о философии Единства Бытия.
Аналогия, иллюстрирующая, что подразумевается под "Единством Бытия"
Если мы уподобим Абсолютное Бытие океану, тогда волны этого океана можно ассоциировать с бытием индивидуумов, чья подлинная реальность - вода. Преходящая форма каждого индивидуального бытия - это отдельная волна, которая сохраняет очертания не более чем на мгновение, а потом их утрачивает, тогда как реальность волны, то есть вода, вечна. Пока индивидуум осознаёт себя как волну определённой формы, он ничего не сможет узнать о воде. Когда исчезнет представление об океане как о зыбком мире волн изменчивой формы, тогда только и откроется, что на самом деле нет ничего, кроме воды. Поэтому великие суфии отрешились от своих волн-самостей в воде Абсолютного Бытия, где из глубин души у них вырывались возгласы: "Истина - это я! Слава высокой ступени, которой я достиг!" и "Под этим покровом нет ничего, кроме Бога!" Эти восклицания изумляли и ошеломляли непосвящённых. Шах Ниматулла говорит об этом так:
Волна, море и пузырь пены -
все три они - одно;
Каким бы большим или малым ни представлялось их число,
на самом деле это всё - Одно.
Другая аналогия, относящаяся к Единству Бытия
Абсолютное бытие можно сравнить со светом, а бытие индивидуумов - с тенями. До тех пор, пока тень остаётся тенью, она ничего не может знать о свете. Если свет отступает от тени, тень всегда следует за ним. Таким образом, если кто-то устремляется на поиск истины, опираясь на свои собственные силы, это - как та тень, и истины он никогда не достигнет. Такого рода действие свидетельствует о том, что истина на самом деле ускользает от него. Только когда свет надвигается на тень, освобождая её оттого, что создавало её "затенённость", тень становится светом. Как сказал Магриби:
Абсолютное бытие можно сравнить со светом, а бытие индивидуумов - с тенями. До тех пор, пока тень остаётся тенью, она ничего не может знать о свете. Если свет отступает от тени, тень всегда следует за ним. Таким образом, если кто-то устремляется на поиск истины, опираясь на свои собственные силы, это - как та тень, и истины он никогда не достигнет. Такого рода действие свидетельствует о том, что истина на самом деле ускользает от него. Только когда свет надвигается на тень, освобождая её оттого, что создавало её "затенённость", тень становится светом. Как сказал Магриби:
Никому не удастся своими ногами добраться до Бога;
Чтобы прибыть в квартал, где обитает Бог,
надо идти туда его ногами.
Последняя аналогия, относящаяся к Единству Бытия
Если представить себе Абсолютное Бытие как точку, тогда бытие индивидуумов можно сравнить с линиями или узорами, возникающими из единой точки. Какая бы форма ни была развёрнута перед нашим взором, она на самом деле преходяща. Какую бы форму мы ни созерцали, она воистину - не более чем точка. В "Гюльшан-и раз" ("Тайном саду роз") Шабистари написал:
Если представить себе Абсолютное Бытие как точку, тогда бытие индивидуумов можно сравнить с линиями или узорами, возникающими из единой точки. Какая бы форма ни была развёрнута перед нашим взором, она на самом деле преходяща. Какую бы форму мы ни созерцали, она воистину - не более чем точка. В "Гюльшан-и раз" ("Тайном саду роз") Шабистари написал:
Все эти формы "инаковости"
на самом деле суть не что иное, как иллюзии, порождаемые вами.
То, что заставляет воспринимать точку как окружность, -
не что иное, как скорость, с которой она движется.
Как говорится в Коране: "Всё, что на ней (на земле), исчезнет; пребудет вечно только Лик Господа твоего, Владыки Славы и Величия".
В завершение отметим, что, с точки зрения суфия, сфера индивидуального существования, которое представляет собой один из уровней бытия, - лишь продукт воображения, но в то же время воистину это - Реальность. Она - продукт воображения для того, кто находится "в тени", и, напротив, это - основа Бытия, когда её рассматривают со стороны Реальности, то есть Света. Как говорил Шах Ниматулла:
В завершение отметим, что, с точки зрения суфия, сфера индивидуального существования, которое представляет собой один из уровней бытия, - лишь продукт воображения, но в то же время воистину это - Реальность. Она - продукт воображения для того, кто находится "в тени", и, напротив, это - основа Бытия, когда её рассматривают со стороны Реальности, то есть Света. Как говорил Шах Ниматулла:
На безграничных пространствах мира
и в каждой малой его детали
Всё, что мы видим, это сияние,
исходящее от Лика Друга.